Утвержден ГОСТ для жестового языка

1

МОСКВА, 12 сентября 2017 г. - Приказом Росстандарта № 994-ст утвержден национальный стандарт ГОСТ Р 57636–2017 «Язык русский жестовый. Услуги по переводу для инвалидов по слуху. Основные положения».

Жестовые языки являются полноценными естественными языками общения. В настоящее время в мире зафиксировано более 120-ти подобных языков. Русский жестовый язык – это язык, используемый на территории Российской Федерации, который признается в соответствии с Конституцией нашей страны самостоятельным языком общения, в том числе в сфере устного использования государственного языка Российской Федерации. Услуги по переводу русского жестового языка предоставляются лицам при наличии нарушений слуха и (или) речи, при этом используемая для предоставления услуг по переводу калькирующая жестовая речь не имеет собственной грамматики, жесты являются эквивалентами слов и следуют в том же порядке, как соответствующие слова в русском предложении. Кроме того, русский жестовый язык постоянно развивается и с появлением новых слов и понятий пополняется новыми жестами, а в таких сферах, как программирование, инженерия, медицина и ряде других сфер деятельности уже создаются профильные словари жестового языка. В этой связи возникает объективная необходимость в стандартизации услуг по переводу русского жестового языка для инвалидов по слуху.

Утвержденный национальный стандарт распространяется на услуги по переводу русского жестового языка (сурдопереводу, тифлосурдопереводу) и устанавливает основные требования к ним. В частности, определены виды услуг по переводу русского жестового языка, установлены требования к персоналу, предоставляющему услуги, уровню его подготовки и аттестации, а также должностные требования к переводчикам соответствующих квалификационных категорий. Также, стандарт определяет порядок и правила оказания таких услуг. Кроме того, новый ГОСТ и в дальнейшем будет пересматриваться по мере развития русского жестового языка и повышению требований к качеству услуг.

При разработке стандарта был широко использован международный опыт, в частности: британского, американского и австралийского жестовых языков, поскольку они признаны языками меньшинств соответствующих стран и во многих случаях имеют официальный статус.

Log in to comment
Подробнее...
1

Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна

В адрес нашего Сообщества поступило открытое письмо неслышащих студентов Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения города Москвы «Колледж Архитектуры, Дизайна и Реинжиниринга № 26» с просьбой о защите их прав.

Приводим текст этого письма полностью; ниже даны фотографии поступившего к нам оригинала.

Начальнику отдела социальных программ и проектов ВОГ М. Б. Ларионову
107140, Москва, 1-й Красносельский переулок,
д. 3.

Копия: Наблюдательный Совет Сообщества переводчиков жестового языка «СурдоЦентр»
www.SurdoCentr.ru.

Копия: Исполнительный комитет ОНФ
119285, г. Москва, ул. Мосфильмовская, д. 40

Копия: Департамент образования г. Москвы
129090, г. Москва, ул. Большая Спасская, д.15, стр. 1, 4, ст.м.Сухаревская.

Копия: Департамент cоциальной защиты населения города Москвы
107078, г. Москва, ул. Новая Басманная, д. 10, стр. 1

Копия: Прокуратура города Москвы
109044, Москва, площадь Крестьянской заставы, дом 1

Копия: Редакция журнала «В едином строю»
107140, г. Москва, 1-й Красносельский переулок, д. 3

Копия: Редакция газеты «Московский Комсомолец»
123995, г. Москва, ул. 1905 года, д. 7, стр. 1

Копия: Первому заместителю председателя комитета ГД по образованию О. Н. Смолину
103265, Москва, улица Охотный ряд, дом 1

Открытое письмо

Глубокоуважаемый Максим Бориславович!

Мы, неслышащие студенты Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «26 КАДР», обращаемся к Вам за помощью в защите наших прав и прав наших неслышащих друзей, которым только предстоит поступать в профессиональные учебные заведения для овладиня профессиями.

Наш колледж объединил в себе более 10 колледжей и школ Москвы; в колледже организованы специальные группы для глухих, в которых работают высококвалифицированные профессиональные переводчики жестового языка. Образование для глухи ведётся на высоком уровне, за что мы очень благодарны администрации колледжа.

Однако есть проблема, вызывающая наше сильное беспокойство за судьбу наших друзей, которым только предстоит поступать в колледж: в 2013/14 и в 2014/15 учебных годах набор глухих в специальные группы не производился, в некоторых отделениях нашего колледжа обучение глухих уже не ведётся вовсе, а нам говорят, что и на следующий учебный год набора глухих тоже не будет. Группы глухих закрываются, переводчики из колледжа уходят. Летом 2014 г. не были приняты 8 неслышащих выпускников школы-интерната № 101 с художественной подготовкой на отеление «Дизайн». Закрыт приём глухих по специальностям столяра, штукатура, цветовода. А сейчас в приёмной комиссии, когда туда приходят глухие узнавать о поступлении, им говорят, что в колледже нет сурдопереводчиков! но у нас сейчас работает четыре сурдопереводчика!

Нам повезло и мы уже учимся и профессиональное образование получим, но мы боимся, что наши друзья и в этом году не будут иметь возможности поступить в колледж, как это было летом 2013 и 2014 годов.

Просим Вас защитить права инвалидов по слуху на образование.

Ответ просим прислать на имя Филатовой Екатерины Александровны: 105215, г. Москва, ул. К. Федина, д. 3

От имени судентов колледжа:

  • Ващенко А. А. (ДИЗ-42);
  • Петросян А. Э. (ДИЗ-42);
  • Шмонов А. В. (ДИЗ-42);
  • Волков П. Е. (ДИЗ-22);
  • Ашихмина Н. С. (ДИЗ-22);
  • Бочегаев Р. В. (ДИЗ-22);
  • Никульшина Ю. А. (ДИЗ-22);
  • Сулименко Д. Н. (ДИЗ-32);
  • Филатова А. А. (ДИЗ-22);
  • Арзютов О. А. (ДИЗ-32);
  • Шабан Х. И. (ДИЗ-32);
  • Шеко К. П. (ДИЗ-32);
  • Жерносек О. А. (ДИЗ-32);
  • Козлов В. А. (ДИЗ-32);
  • Шахназарян Н. С. (ДИЗ-33);
  • Подосонорская Д. А. (ДИЗ-33);
  • Харланова Е. С. (ДИЗ-32);
  • Колыхалова Я. П. (ДИЗ-33).