Как много в Москве ВУЗов, где можно получить высшее образование, познать мир шире, глубже, почерпнуть знания и применить их на практике, но как мало ВУЗов, в которых даётся этот шанс людям с нарушениями слуха. Об одном таком ВУЗе и пойдёт речь. Это — Российский Государственный Социальный Университет (РГСУ).
РГСУ — головной вуз России в области подготовки кадров для социальной сферы. Уникальность Российского Государственного Социального Университета в том, что это единственный государственный вуз социального профиля, в котором глухие студенты интегрированно обучаются, в основном за счёт средств федерального бюджета, а также в том, что здесь специалистам социальной сферы преподается жестовый язык. Неслышащие студенты учатся по специальностям: социальная работа, психология, адаптивная физическая культура. Началось это 10 лет назад, когда приказом ректора МГСУ в структуре Академии социальной работы была создана Лаборатория русского жестового языка, как учебная база по обучению неслышащих и подготовке переводчиков жестового языка на базе специальности «Социальная работа», а также, как научная и научно-методическая база для разработки методик и концепций подготовки специалистов для работы с людьми с нарушениями слуха; как образовательная база для подготовки (дополнительное образование) и повышения квалификации специалистов различных служб оперативному жестовому языку. Возглавляет эту лабораторию со дня основания Камнева Валентина Петровна.
Камнева Валентина Петровна родилась в Москве в 1951 году в семье слышащих родителей. В 5 лет потеряла слух вследствие неудачной операции на 2-х ушах, что привело к полной потери слуха на правом ухе и частичном остатке слуха на левом ухе. Валентина училась в 1 классе в массовой школе, во 2 класс пошла учиться в 30 школу. В процессе учёбы и взросления Валентина сама научилась считывать с губ, это произошло автоматически, по мере потребности. Во время учебы в 30 школе Валентина не знала жестовый язык — общалась разговорной речью. В школе увлекалась всем, чем можно: пела, танцевала, играла в школьном театре, занималась гимнастикой, музыкой в музыкальной школе № 9. После окончания школы она поступила в ММУ № 1 на зубного техника, а потом, в музыкальное училище по классу трубы.
Преподаватели и однокурсники не подозревали, что у неё проблемы со слухом. Окончив музыкальное училище, Валентина стала профессиональным музыкантом, создала свой музыкальный ансамбль и за 15 лет объехала с ним всю страну, закончила с отличием МГИК им. Н. К. Крупской. Про Валентину Петровну можно писать целые романы — она работала музыкантом, преподавателем музыки, руководителем оркестра, художественным руководителем, сурдопереводчиком в техникуме, в комиссии ВЦСПС по работе с инвалидами, на телевидении, методистом, сценаристом, режиссёром, продавцом мебельного салона, у неё был свой детский музыкальный театр…, а сейчас – лаборатория РГСУ.
С чего началось изучение жестового языка Камневой? Оказалось, что бывший одноклассник Н. С. Чаушьян предложил руководить диско-клубом в Республиканском Дворце Культуры ВОГ. А как руководить, если не знаешь жестового языка? Валентина пошла учиться на курсы профессиональных сурдопереводчиков в учебный центр ВОГ на Нижней Первомайской. В то время Валентине было 32 года, именно с того времени и появился новый профессиональный сурдопереводчик – Камнева Валентина Петровна… Быть профессиональным сурдопереводчиком — дело сложное и требует мастерства, а мастерство приходит к тому, кто любит свою работу, постоянно совершенствуется и старается в ней быть лучшим.
Деятельность В. П. Камневой была отмечена наградами: Серебряной медалью имени императрицы Марии Фёдоровны «За социальное служение», Почётным знаком ВОГ, а недавно и медалью МВД.
На вопрос, за что наградили медалью, Валентина Петровна сказала, что коллектив сурдопереводчиков Лаборатории жестового языка – это коллектив необыкновенных, уникальных специалистов. Один из них – Колеров Валерий – создатель и директор Центра сурдопереводческого сопровождения людей с нарушением слуха. Деятельность этого Центра в сотрудничестве с лабораторией на протяжении нескольких лет не раз отмечалась благодарностями и дипломами. Наградой МВД был по достоинству оценён многолетний, высокопрофессиональный и самоотверженный труд с коллегой Колеровым В. А.
Как признаётся сама Валентина, она «человек рывка», рутина ей противопоказана. Поэтому, несмотря на то, что в будущем году круглая дата-60 лет, рано останавливаться на достигнутом! Впереди новые вершины.
А пока назревают мысли, она помогает неслышащим студентам найти свое место в этом мире после окончания университета: учит правильно составлять резюме для того, чтобы показать себя с хорошей стороны работодателю, быть уверенным в себе и ничего не бояться, а «идти только вперёд» — именно с таким девизом и живёт Валентина Петровна.
Атмосфера в учебном корпусе РГСУ тёплая, неслышащие студенты чувствуют себя комфортно, общаясь со слышащими ровесниками. Языкового барьера нет. Неслышащие студенты учатся так же, как и слышащие, никаких поблажек и льгот на экзаменах нет. Это принципиально — чтобы выжить за стенами «альма матер»- необходимо научиться думать, состояться, как личность.
Элен Радио и Энн Persona
deafnet.ru