1

Рейтинг:  4 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда не активна
 

Недостаточное использование русского жестового языка при обучении детей-инвалидов по слуху в общеобразовательных коррекционных школах является недопустимой дискриминацией, отметил сопредседатель подмосковного штаба ОНФ, председатель правления Национального центра проблем инвалидности Александр Лысенко на совместном заседании рабочих групп.

Рабочие группы «Социальная справедливость» и «Образование и культура как основа национальной идентичности» обсудили проблемы и перспективы развития школьного образования детей с проблемами слуха в Московской области с участием активистов ОНФ, родителей детей-инвалидов по слуху, чиновников системы образования, директоров общеобразовательных коррекционных школ, представителей общественных организаций глухих и экспертного сообщества.

Поводом для обсуждения стали обращения в ОНФ родителей глухих детей, обучающихся в Подмосковье. Встреча «фронтовиков» с родителями учеников и педагогами общеобразовательной школы-интерната № 19 для глухих и слабослышащих детей в городе Коломне подтвердила обоснованность беспокойства родителей. Право глухих и слабослышащих детей на обучение на жестовом языке и бесплатные услуги сурдоперевода гарантировано федеральным законом, эта мера социальной поддержки является расходным обязательством субъекта РФ. Однако это право в Московской области не соблюдается.

В ответ на заявление директора школы о том, что попытки вовлечь детей и их родителей в кружковые занятия по изучению жестового языка, оказались безуспешны и дети предпочли другие кружки, эксперт ОНФ, директор Института коррекционной педагогики РАО Николай Малофеев ответил: «Я верю, что большинство детей предпочли кружку жестовой речи спортивные и другие кружки. Если мы поставим их перед выбором, идти на урок математики или есть мороженое, очевидно, они выберут мороженое, но это не повод отменять уроки математики».

В ходе заседания была выявлена главная проблема, стоящая перед школами сегодня, - это острая нехватка квалифицированных педагогов, владеющих русским жестовым языком на высоком уровне. Между тем, именно качественное владение педагогов жестовым языком является необходимым условием для обучения, развития и социализации глухих детей. Сегодня же учителя вынуждены обучаться жестовому языку за свой счет, заплатив по несколько десятков тысяч рублей за курс.

Что мешает региональной власти ввести русский жестовый язык в программу образования детей-инвалидов по слуху? На этот вопрос руководителя подмосковной рабочей группы ОНФ «Образование и культура, как основа национальной идентичности» Андрея Тамонова первый заместитель министра образования Московской области Наталья Пантюхина не смогла дать ответ. Тамонов предложил министерству рассмотреть вопрос о включении в региональный компонент обучения изучение русского жестового языка и установить конструктивный диалог между родителями глухих детей, сотрудниками коррекционных школ и областным правительством. Необходимо также разобраться с предоставлением платных услуг сурдоперевода подмосковным ученикам московских школ и колледжей для глухих.

Эксперт ОНФ, начальник отдела Всероссийского общества глухих Максим Ларионов рекомендовал министерству образования больше интересоваться реальными результатами обучения детей-инвалидов по слуху, например результатами ЕГЭ, и принимать более действенные меры для разъяснения родителям глухих и слабослышащих детей важности общения с использованием языка жестов.

Подводя итоги заседания, Александр Лысенко заявил: «Обнаруженные «фронтовиками» недостатки необходимо оперативно устранить. Одной-двумя мерами здесь не обойтись, необходимо организовать системную «работу над ошибками», добиться создания в школах комфортной коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей высокое качество и доступность образования для глухих детей. Коррекционные школы должны стать ресурсными центрами обеспечения качества образования глухих детей. Кадровый фильтр должен обеспечить высокий уровень квалификации сотрудников таких школ. Необходимо повысить надзор и контроль за процессом обучения, создать сбалансированную систему обучения жестовому языку родителей и детей».

«Фронтовики» предложили министерству образования использовать все возможные информационные ресурсы для максимально эффективной разъяснительной работы об особенностях общения, воспитания и обучения детей-инвалидов по слуху; создать рабочую группу с участием представителей областного министерства образования, директоров школ, экспертов и родителей глухих и слабослышащих детей; предусмотреть в бюджете области на очередной финансовый год целевые расходы на подготовку и переподготовку работников коррекционных школ и системы инклюзивного образования и на иные цели по обеспечению прав глухих детей на качественное доступное образование; имплементировать вопросы образования детей-инвалидов по слуху в план мероприятий по реализации программы «Доступная среда»; инициировать внесение изменения в федеральный государственный образовательный стандарт общего начального образования для детей с ограниченными возможностями здоровья, дополнив его изучением и использованием русского жестового языка. Всё это позволит создать единую систему непрерывного образования детей-инвалидов по слуху, от детского сада до вуза, заключил Лысенко.

Региональное отделение взяло решение выявленных проблем под контроль и вернется к их рассмотрению в начале 2016 г.

Источник: ОНФ.ru.

Log in to comment