Недостаточное использование русского жестового языка при обучении детей-инвалидов по слуху в общеобразовательных коррекционных школах является недопустимой дискриминацией, отметил сопредседатель подмосковного штаба ОНФ, председатель правления Национального центра проблем инвалидности Александр Лысенко на совместном заседании рабочих групп.
Рабочие группы «Социальная справедливость» и «Образование и культура как основа национальной идентичности» обсудили проблемы и перспективы развития школьного образования детей с проблемами слуха в Московской области с участием активистов ОНФ, родителей детей-инвалидов по слуху, чиновников системы образования, директоров общеобразовательных коррекционных школ, представителей общественных организаций глухих и экспертного сообщества.
Поводом для обсуждения стали обращения
в ОНФ родителей глухих детей, обучающихся
в Подмосковье. Встреча «фронтовиков»
с родителями учеников
и педагогами общеобразовательной школы-интерната № 19 для глухих
и слабослышащих детей
в городе Коломне подтвердила обоснованность беспокойства родителей. Право глухих
и слабослышащих детей
на обучение на жестовом языке
и бесплатные услуги сурдоперевода гарантировано федеральным законом, эта мера социальной поддержки является расходным обязательством субъекта РФ. Однако это право
в Московской области не соблюдается.
В ответ на заявление директора школы о том, что попытки вовлечь детей и их родителей в кружковые занятия по изучению жестового языка, оказались безуспешны и дети предпочли другие кружки, эксперт ОНФ, директор Института коррекционной педагогики РАО Николай Малофеев ответил: «Я верю, что большинство детей предпочли кружку жестовой речи спортивные и другие кружки. Если мы поставим их перед выбором, идти на урок математики или есть мороженое, очевидно, они выберут мороженое, но это не повод отменять уроки математики».
В ходе заседания была выявлена главная проблема, стоящая перед школами сегодня,
- это острая нехватка квалифицированных педагогов, владеющих русским жестовым языком
на высоком уровне. Между тем, именно качественное владение педагогов жестовым языком является необходимым условием для обучения, развития
и социализации глухих детей.
Сегодня же учителя вынуждены обучаться жестовому языку
за свой счет, заплатив по несколько десятков тысяч рублей за курс.
Что мешает региональной власти ввести русский жестовый язык в программу образования детей-инвалидов по слуху? На этот вопрос руководителя подмосковной рабочей группы ОНФ «Образование и культура, как основа национальной идентичности» Андрея Тамонова первый заместитель министра образования Московской области Наталья Пантюхина не смогла дать ответ. Тамонов предложил министерству рассмотреть вопрос о включении в региональный компонент обучения изучение русского жестового языка и установить конструктивный диалог между родителями глухих детей, сотрудниками коррекционных школ и областным правительством. Необходимо также разобраться с предоставлением платных услуг сурдоперевода подмосковным ученикам московских школ и колледжей для глухих.
Эксперт ОНФ, начальник отдела Всероссийского общества глухих Максим Ларионов рекомендовал министерству образования больше интересоваться реальными результатами обучения детей-инвалидов по слуху, например результатами ЕГЭ,
и принимать более действенные меры для разъяснения родителям глухих
и слабослышащих детей важности общения
с использованием языка жестов.
Подводя итоги заседания, Александр Лысенко заявил: «Обнаруженные «фронтовиками» недостатки необходимо оперативно устранить.
Одной-двумя мерами здесь
не обойтись, необходимо организовать системную «работу над ошибками», добиться создания
в школах комфортной коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей высокое качество
и доступность образования для глухих детей. Коррекционные школы должны стать ресурсными центрами обеспечения качества образования глухих детей. Кадровый фильтр должен обеспечить высокий уровень квалификации сотрудников таких школ. Необходимо повысить надзор
и контроль за процессом обучения, создать сбалансированную систему обучения жестовому языку родителей и детей».
«Фронтовики» предложили министерству образования использовать все возможные информационные ресурсы для максимально эффективной разъяснительной работы
об особенностях общения, воспитания
и обучения детей-инвалидов по слуху; создать рабочую группу
с участием представителей областного министерства образования, директоров школ, экспертов
и родителей глухих
и слабослышащих детей; предусмотреть
в бюджете области
на очередной финансовый год целевые расходы
на подготовку и переподготовку работников коррекционных школ
и системы инклюзивного образования и
на иные цели по обеспечению прав глухих детей
на качественное доступное образование; имплементировать вопросы образования детей-инвалидов по слуху
в план мероприятий по реализации программы «Доступная среда»; инициировать внесение изменения
в федеральный государственный образовательный стандарт общего начального образования для детей
с ограниченными возможностями здоровья, дополнив его изучением
и использованием русского жестового языка.
Всё это позволит создать единую систему непрерывного образования детей-инвалидов по слуху,
от детского сада
до вуза, заключил Лысенко.
Региональное отделение взяло решение выявленных проблем под контроль и вернется к их рассмотрению в начале 2016 г.
Источник: ОНФ.ru.