1
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

В нашей стране живут миллионы глухих людей, и часть из них учится в учреждениях среднего и высшего профессионального образования. Несмотря на сохранность интеллекта у этой категории обучающихся, для наиболее эффективного формирования профессиональных компетенций им необходим индивидуальный подход и применение методов, учитывающих образовательные потребности глухих студентов. Поэтому актуальность и важность этой темы нельзя игнорировать.

Особую значимость при обучении глухих людей приобретает педагогический принцип наглядности. Наглядные методы предполагают использование иллюстраций, макетов, технических средств, видеоматериалов, лабораторных и практических работ, демонстраций различных действий и опытов. Восприятие и абстрактное мышление в данном случае выступают в единстве.

Дело в том, что компенсацией нарушенных функций слухового анализатора является развитие зрительной, кинестетической и тактильно-вибрационной чувствительности. Особую роль в познании окружающего мира начинает играть сверхчувствительный зрительный анализатор. Зрение становится главным каналом восприятия информации для глухого человека.

Чтобы сформировать словесно-логическое мышление у глухого, необходима наглядность. Для слышащего человека спикер словами рисует картинку, и с помощью слова картинка оживает в воображении и мыслях человека. Для глухого картинка первична, и с помощью образа он узнает значение слова. Яркий пример приведен в главе 6 учебника «Введение в лингвистику жестовых языков», где автор говорит об одной из особенностей родного жестового языка (РЖЯ): «Жест может одновременно обозначать не только предмет, но и его форму, не только человека, но и его характер, его движения…».

Если для слышащего человека иногда достаточно слова, то для глухих студентов, как показывает практика, пазл должен сложиться из трех компонентов: слово, образ и жест. Если выпадает слово, но жест и образ глухой знает, то никому, кроме человека, владеющего РЖЯ, глухой не сможет ничего объяснить. И, прочитав это слово, тоже не сможет понять его значение. Если выпадает из этой цепочки жест, а слово и понятие есть, то понимание будет достаточно полным, но запоминание недолгим, так как нет подкрепления аналогом в его родном языке. Если из цепочки выпадает образ, то рассыпается вообще вся структура, так как просто слово без визуального понимания его значения не даёт никакой информативности и ясности для глухого человека. Таким образом, любые новые знания, термины должны подкрепляться образами или практическими действиями.

Использование наглядности даёт возможность установить связь между словом и образом, а также через яркое впечатление повышает уровень запоминания и длительность сохранения в памяти учебного материала, стимулирует развитие познавательного интереса.

Образность РЖЯ формирует и закрепляет у глухих склонность воспринимать всё вокруг картинками, цветами и явлениями. Кроме этого, очень много значат чувства, которые глухой человек испытывает во время обсуждения той или иной темы. Если информация вызывает ярко отрицательные или ярко положительные эмоции, то именно её глухой человек усвоит лучше всего и запомнит надолго.

Приведу пример: с одним из глухих студентов мы переходим дорогу. Он идет быстро и не смотрит по сторонам. Объясняю на РЖЯ, что вследствие такого поведения может случиться авария, при которой машина сбивает человека. Подчеркиваю, что нужно быть внимательным. Это не даёт глухому никакой картинки для понимания важности и опасности ситуации, потому что он никогда не видел этого, и представить, о чем идёт речь, для него сложно. Было решено показать этому молодому человеку видео про слепые зоны для автомобилей, где продемонстрировано, как водители не замечают вовремя человека и сбивают его. При просмотре видео образ для глухого становится полным, слова соотносятся с картинкой и устанавливается причинно-следственная связь действий. В нашем случае метод оказался очень эффективным, глухой студент стал более внимательно переходить дорогу.

Принимая во внимание эти особенности восприятия и усвоения информации, становится понятно, почему в процессе обучения глухих студентов обязательно должны применяться разнообразные наглядные методы: модели разных процессов, практические опыты, картины, фотографии и рисунки, фильмы, а так же графики, схемы, таблицы. В отличие от текста или устной лекции, всё это даёт точную картину мира для глухого человека и активно формирует его профессионально-важные качества, знания и навыки.

Мышление картинками, образами и выражение на РЖЯ даёт большое преимущество при обучении творческим профессиям. Но в то же время может сильно замедлить процесс усвоения материала при освоении технических специальностей из-за отсутствия в памяти глухого картинки, соотносящейся со словом или действием. Именно в этом случае необходимо уделить особое внимание наглядным методам обучения.

Таким образом, наглядность в обучении и опора на зрительный анализатор — это путь к успешному усвоению знаний и умений в будущей профессии для любого глухого студента.

Переводчик РЖЯ

©Андреева Татьяна

Log in to comment