1

Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

В соответствии с Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», один из важнейших элементов социальной защиты инвалидов — их реабилитация, представляющая собой совокупность медицинских, психологических, педагогических, образовательных и социально-экономических мероприятий. Наиболее эффективным, среди прочих, механизмом повышения социального статуса и защищённости инвалидов является получение ими полноценного профессионального образования.

Известно, что любая педагогическая система характеризуется наличием пяти структурных компонентов, а именно:
цель – содержание – коммуникации – педагоги – обучающиеся.
Только наличие всех перечисленных элементов позволяет реализовывать образовательный процесс. Если же хотя бы один из этих компонентов отсутствует или является слабым, то педагогической системы нет или она неэффективна. Так, например, пока не была создана азбука Брайля, процесс образования незрячих людей был практически сведён к минимуму или невозможен.

Растущий дефицит рабочих кадров в промышленности увеличит приток обучающихся, желающих получить рабочие профессии технической направленности, в том числе и из числа людей с ограниченными возможностями по слуху и речи. Такая тенденция наблюдается в ряде специализированных учебных заведений. Однако, анализ жестового языка на наличие специальных машиностроительных терминов показал их минимальное количество. Отсутствие подобных жестов сильно затрудняет, а иногда практически полностью останавливает процесс общения между собой специалистов в процессе трудовой деятельности или в период обучения между преподавателем и обучающимся.

Группа авторов из Бийского технологического института Алтайского государственного технического университета им. И. И. Ползунова (Казанцев А. Г.) и КГОУ НПО “Профессиональное училище № 4” (Визер В. Г., Мялькин В. Н.), в рамках Российского головного окружного учебно-методического центра в области профессионального образования лиц с ограниченными возможностями здоровья и краевой экспериментальной площадки по обучению детей с ограниченными возможностями здоровья, поставила перед собой задачу создать справочное электронное издание «МАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫЕ ТЕРМИНЫ. Словарь жестового языка». Цель этого издания — показать машиностроительные термины посредством жестового языка, дать толкование терминов в сжатой словесной форме и привести иллюстрации на современном визуальном уровне (3D модели, видео, фото и т. д.). Для решения этой задачи была создана фокус-группа из специалистов и учащихся с ограниченными возможностями по слуху и речи, получающих специальное образование.

За основу структуры словаря было взято справочное электронное издание «МАШИНОСТРОЕНИЕ. Толковый словарь терминов» (авторы: Казанцев А. Г., Косицын Ю. Н.), вышедшее несколькими изданиями начиная с 2008 года (см. рисунок 1 и 2). Дополнительную информацию о словаре можно получить на сайте Бийского технологического института.

Рисунок 1. Обложка издания.

Рисунок 2. Диск словаря

Работа над каждым термином включала в себя несколько этапов:

  • демонстрация и изучение объекта или процесса;
  • толкование термина;
  • обсуждение и формирование жеста;
  • его видеозапись.

Таким образом, все термины, вошедшие в словарь, прошли тщательную процедуру внедрения в языковую среду с целью упрощения его освоения в процессе изучения или дальнейшего применения. Наличие в качестве иллюстративного материала трёхмерных твердотельных объектов и/или видеороликов с демонстрацией технологических машиностроительных процессов позволяет упростить визуальные ассоциации термина и последующее его усвоение. Всё это делает Словарь максимально адаптированным для уяснения терминов и освоения его жестовой визуализации. Структура экрана Словаря построена по принципу организации экранного поля большинства прикладных программ, широко применяемых в быту и профессиональной деятельности (см. рисунок 3). Это значительно сокращает время освоения навыков пользования Словарём и позволяет делать это практически на интуитивном уровне.

Рисунок 3. Вид экранного поля словаря.

Каждый термин содержит словесное толкование, видеоролик с сурдопереводом и иллюстрации (где это уместно) в виде рисунка, 3D модели и примера применения.

Словарь даёт возможность вывести на экран трёхмерную твердотельную модель, иллюстрирующую термин и отдельный экран с изображением сурдопереводчика, воспроизводящего слово средствами жестового языка (см. рисунок 4).

Рисунок 4. Внешний вид экрана словаря с 3D моделью и  сурдопереводом.

При этом, 3D модель на экране можно вращать, отдалять, приближать, разбирать на составные части, если это предусмотрено конструкцией модели (см. рисунки 5, 6, 7 и 8), а действия сурдопереводчика – многократно повторять. Всё это дает возможность путём повторения ускорить процесс освоения термина и его заучивания.

Рисунок 5. Модель возможно отдалять.

 

Рисунок 6. Приближенная модель.

Рисунок 7. Модель можно вращать.

 

Рисунок 8. Модель с разнесенными составляющими деталями.

Издание содержит:

  • 203 термина с сурдопереводом;
  • 136 трёхмерных твёрдотельных моделей;
  • 79 рисунков;
  • 5 видеороликов в области машиностроения.

Словарь предназначен для читателей с ограниченными возможностями по слуху и речи, инженерных работников, преподавателей, учителей, студентов технических вузов, учащихся начальных и средних специальных учебных заведений, а также для иностранных специалистов и студентов-иностранцев, обучающихся в России.

Словарь прошёл пилотную апробация и положительно себя зарекомендовал в рамках учебного процесса КГОУ НПО «Профессиональное училище № 4» (г. Бийск, Алтайский край).

На проходившем в январе 2011 года Всероссийском заочном конкурсе «Учитель! Перед именем твоим…» издание удостоено ЗОЛОТОЙ МЕДАЛИ в номинации «Инновации».

В марте 2011 года на Международном конкурсе научных работ «Культура – основа национального социального образования, жизненных сил человека и общества» издание стало СЕРЕБРЯННЫМ ПРИЗЁРОМ в номинации «Образование и социальная безопасность славянского мира»

По итогам 2012 года авторский коллектив за данную работу удостоен ежегодной краевой премии Алтайского края в области науки и техники в номинации «Разработка и применение новых методик обучения, создание высококачественных учебников и учебных пособий для образовательных учреждений края».

Первая версия справочного электронного издания «МАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫЕ ТЕРМИНЫ. Словарь жестового языка» (см. рисунки 9 и 10) вышла в свет в январе 2011 года (государственная регистрация в ФГУП НТЦ «Информрегистр» № 0321100085). Словарь поставляется на одном DVD-диске и может использоваться в локальном режиме.

Рисунок 9. Внешний вид обложки словаря.

 

Рисунок 10. Внешний вид диска словаря.

Дополнительную информацию о словаре можно получить на сайте Бийского технологического института.

   

А. Г. Казанцев,
к.т. н., профессор кафедры МРСиИ
БТИ АлтГТУ им. И. И. Ползунова,

В. Г. Визер,
к.п.н., директор
КГОУ НПО «ПУ № 4»

Специально для «СурдоЦентра».

Log in to comment