Аннотация Научно-практической конференции «Перспективы выхода из сложной ситуации с русским жестовым языком в сфере российского образования в виду принятия ГОСТ Р 57636—2017»

1

Аннотация Конференции

Совместная конференция ЦНИИ русского жестового языка и ГАПОУ города Москвы «Технологический колледж № 24».

Конференция состоится 29 марта 2018 г., с 1000 — 1800, по адресу: Москва, ул. 16я парковая, д. 20

Образование невозможно без знания родного языка. Эта истина не нуждается в доказательствах. Без образования невозможно формирование социально-самодостаточной личности, полезной для себя и общества — сие также очевидно. Между тем именно в области родного языка глухих — жестового — и системы образования есть хронические проблемы.

Регистрация открыта:
ЗАРЕГИСТРИРОВАТЬСЯ!

В образовании три главных участника: педагоги, обучающиеся и родители; среди них должно быть взаимопонимание потребностей, обязанностей и проблем. Глухие ученики думают на жестовом языке, но живут внутри русского мира, в окружении письменного русского языка, который они должны ясно понимать и уметь выражаться на нём. Обязанность знания русского языка — государственная позиция, озвученная Президентом России: «Русский язык для нас – язык государственный, язык межнационального общения, и его ничем заменить нельзя, он естественный духовный каркас всей нашей многонациональной страны. Его знать должен каждый»1. Глухие живут в положении билингвизма и в этом их преимущество. Реализовать это преимущество — задача педагогов.

С 01 января 2018 г. введён в действие ГОСТ Р 57636—2017 Язык русский жестовый. Услуги по переводу для инвалидов по слуху. Основные положения. У этого документа есть сильные и слабые стороны.

В настоящий момент видна особая актуальность вопросов о положении русского жестового языка в образовании глухих, о положении переводчиков РЖЯ, о методах преподавания для достижения поставленных государством задач.

Всем участникам конференции будет вручён подарок:
мобильное приложение «Русско-жестовый толковый словарь».

Log in to comment
Подробнее...
1

Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Современной науке давно известно о существовании людей с полной или частичной потерей слуха. Виды и классификации органической природы данного явления, изучены, и уже сейчас предпринимаются попытки излечения дефектов слуха. Нам ясна и понятна медицинская, биологическая сторона данного вопроса. Но нас интересует психологическая и социальная. Предположительно, что у людей с дефектами слуха, возникают проблемы в социализации, и социальной адаптации, об этом свидетельствуют периодические публикации в СМИ. Именно по этому, мы заинтересовались данной проблемой, и в связи с этим, вышла в свет работа «Девиантное поведение у людей с нарушением слуха». Целью работы было – определить предпосылки к девиантному поведению у людей с нарушением слуха. Проанализировав литературу, и публикации сурдопсихологов, сурдопедагогов, и другие издания, связанные сданной тематикой, Мы пришли к интересным выводам. Прежде всего, следует отметить, что 10% населения земли, имеют те или иные дефекты слуха, из них, примерно 1,5–2% страдают тяжёлыми нарушениями. Таким образом, примерно 13 млн. россиян имеют те или иные дефекты слуха, а около 300 тыс. считаются инвалидами. При этом ежегодно в России появляется на свет 1,5 тыс. глухих детей, ещё 2 тыс. приобретают глухоту в течение первых двух лет жизни. Важно отметить, что глухота и тугоухость не совсем идентичные понятия.

Глухота — стойкая потеря слуха, при которой невозможно самостоятельное овладение речью и разборчивое восприятие речи даже на самом близком расстоянии от уха. При этом сохраняются остатки слуха, позволяющие воспринимать громкие неречевые звуки, некоторые звуки речи на близком расстоянии. По аудиометрическим данным глухота — это не только снижение слуха выше 80 децибел, но и потеря или снижение слуха на различных частотах. Особенно неблагоприятным является потеря или резкое снижение слуха в области частот, относящихся к речевым.1.

Тугоухость — стойкое понижение слуха, при котором возможны самостоятельное накопление минимального речевого запаса на основе сохранившихся остатков слуха, восприятие обращённой речи хотя бы на самом близком расстоянии от ушной раковины.

Глухие и слабослышащие (тугоухие) различаются по способу восприятия речи. Глухие овладевают зрительным (по чтению с губ и лица собеседника) и слухозрительным (при помощи звукоусиливающей аппаратуры) восприятием словесной речи только в процессе специального обучения. Слабослышащие могут самостоятельно овладевать восприятием на слух речи разговорной громкости в процессе естественного общения с окружающими. Значение зрительного восприятия речи возрастает в зависимости от тяжести нарушения слуха.

Дефект глухоты и тугоухости в обществе — проблема социальная. Л. С. Выготский назвал дефект — «социальным вывихом». Это основная причина детской дефективности. Именно на социальную сторону дефекта глухоты и направлено наше исследование. Мы нашли и обозначили несколько причин вызывающих проблему социализации у людей с нарушенным слухом. Именно социальная депривация является наиболее обобщённой характеристикой сложившейся картины, с неё мы и начнём.

Социальная деривация — психическое состояние, является следствием по тем или иным причинам произошедшего нарушения контактов индивида с социумом. Такие нарушения всегда сопряжены с фактом социальной изоляции, степень жёсткости которой может быть различной, что в свою очередь определяет меру жёсткости деривационной ситуации.

Именно социальная депривация непринятие социумом, дефицит общения, стигматизация, и прочие обстоятельства могут склонить глухого или слабослышащего к девиантному поведению.



Мы начали рассматривать Проблему с детско-родительских отношений. На данный момент существует множество работ, подтверждающих важность общения ребёнка и взрослого. М. И. Лисина Выделила четыре формы общения ребёнка и взрослого:

Первая форма — ситуативно-личностное общение – характерна для младенчества. В общении удовлетворяется потребность в доброжелательном внимании, главное – личность взрослого, а все остальное, включая игрушки, отходит на второй план.

Вторая Форма – ситуативно деловое общение, в котором удовлетворяется потребность в сотрудничестве со взрослым, в рамках которого дети раннего возраста под руководством взрослого и в современной деятельности с ним раскрывают свойства и функции предметов посредством манипулирования.

Третья форма – внеситуативно-познавательное общение. В нем удовлетворяются познавательные мотивы и потребность в уважении взрослого. Дети младшего и среднего дошкольного возраст, вырываются за рамки наглядной ситуации, задают взрослым множество вопросов: «Почему?», «Зачем?», «Откуда?», «Как?», пытаясь постичь тайны природных явлений и человеческих отношений. Взрослый для них выступает в качестве эрудита, знающего ответы на все вопросы.

Четвёртая форма – Внеситуативно –личностное общение, в котором у средних и старших дошкольников удовлетворяется потребность во взаимопонимании и сопереживании со стороны взрослого. Взрослый для ребёнка – высший авторитет, чьи указания, требования, замечания принимаются по деловому, без обид, отказа от трудных заданий. Такая форма обучения значима при подготовке к школе2.

Мы видим, насколько важна связь ребёнка и родителя, насколько важно их общение. И если в семье глухих рождается глухой ребёнок, он быстро осваивает язык жестов, и вступает в процесс общения. Слышащий ребёнок в семье глухих, так же освоив жестовую знаковую систему, может общаться с родителями, и так же, он осваивает голосовой язык, и может общаться со слышащими людьми. Но если в слышащей семье рождается глухой ребёнок, то он не может общаться с родителями посредством звуков. Ребёнка можно научить воспроизводить голосом слова и воспринимать речь по артикуляции. Но таким образом, теряется смысл сказанного, данное общение является технологией, такое общение не может быть усилено эмоциями, что так важно в детско–родительских отношениях. И случается такое, что ребёнок не знает родного языка, а именно языка жестов, и не может полноценно общаться на голосовом языке. Ребёнок социально депривирован. Асоциальная деривация является одной из причин девиантного поведения.

Вторая проблема – это проблема стигматизации. Человеческой психике свойственно избегать непохожего и непонятного. Такая же стигма распространяется и на людей с ограничениями по слуху. Они воспринимаются как странные, неадекватные, чужие. Именно по этому их часто избегают, и не желают вступать с ними в контакт.

Как следствие возникает языковая проблема, невозможность общения со всеми людьми. Об этом свидетельствуют результаты исследования Шелест В. И. В своём исследовании почерка студентов с нарушением слуха, она приходит к следующим выводам:

1. Многие студенты с нарушением слуха имеют трудности в общении как между собой, так и с нормально слышащими. Наибольшие трудности имеют глухие студенты и некоторые слабослышащие. Нарушение коммуникации между студентами с нарушением слуха происходит за счёт использования разных способов общения (вербальной речи, жестовой речи, считывания с губ), сложностей в понимании между людьми, использующими разные способы общения.

2. Для студентов с нарушением слуха характерны преимущественно экстернальный локус контроля, тенденция негативно оценивать свой жизненный опыт, преобладание избегающего поведения в конфликтных ситуациях и сложности в нахождении компромиссного решения. Значимых различий по шкалам других негативных установок и потребности в общении не выявлено.

3. По результатам графологической диагностики почерков студентов с нарушением слуха можно отметить характерные для многих студентов чувствительность к информации, ранимость, потребность в помощи, внимании и руководстве окружающих, доверчивость, медленную врабатываемость. Кроме того, они общительны, часто энергичны, для них важно быть понятыми, важно присутствие близких людей. Трудности в общении отражаются на особенностях почерка и поведении: имеющие их студенты больше напряжены, быстрее утомляются. Графологическая диагностика почерков студентов с нарушением слуха даёт возможность определить характерные для них личностные черты и особенности поведения и объяснить их.

4. Сопоставление результатов формализованной диагностики и графологического анализа почерка помогает более полно описать личностные особенности исследуемой группы и составить более полный психологический портрет3.

Мы видим, что в межличностном общении нередко возникают проблемы. О подобных проблемах часто говорят государственные и правоохранительные органы. С глухими очень трудно общаться в государственных учреждениях, если в общении не задействован переводчик жестового языка. Подобные проблемы часто возникают в судах. Производство по уголовным делам о преступлениях глухих вызывает на практике большие трудности, которые обусловлены не только особенностями психологии лиц с дефектами слуха и речи, но и тем, что без переводчика невозможно проведение следственных и судебных действий, получение и исследование доказательственной информации, осуществление всех предусмотренных законом процедур4. Без переводчика невозможно не только установить психологические контакт с подозреваемым, но и получить от последнего сколько-нибудь полную информацию о совершенном преступлении5. В то же время, специальные психологи установили, что «плохое понимание переводчиком жесто-мимическо речи глухого, неправильный её перевод приводят к тому, что глухой несмотря на свою правоту, может проиграть дело»6. Таким образом, позиция человека с ограниченным слухом, зависит от переводчика, и ему очень трудно защитить себя перед лицом закона. И он понимает, что даже законопослушное поведение, не всегда спасёт его и поможет ему остаться невиновным. Как следствие, возникает недоверие к государству и закону.

Дизинформированность людей с ограничением слуха, так же является проблемой связанной с социально депривацией. Дизинформированность возникает вследствие того, что масса информации передаётся аудиально: радио, телевидение, разговоры на улицах, лекции…Люди с нарушением слуха не способны такого рода информацию воспринимать. Субтитры на телевидении предусмотрены далеко не везде, а переводчиков жестового языка можно увидеть ещё реже. Отсюда, как следствие, неумение и незнание глухого своих прав и возможностей в данной ситуации, частые обманы по отношению к глухим, известны так же случаи вступления в секты.

Что так же является важным фактором в депривации людей с проблемами слуха, отсутствие официально закреплённых понятий которые для глухого человека очень важны. Таким образом, люди с ограниченным слухом чувствуют отношение к себе. Для них очень обидно, когда их называют «глухонемыми» о чем было указано в начале работы. Они активно выступают против подобного названия. Но сейчас, в современных статьях, мы можем увидеть что их продолжают называть «глухонемыми». У людей с проблемами по слуху, возникает острая потребность в переводчике, который звуковую речь способен перевести на язык жестов. Сейчас переводчиков убрали с телевидения, и на массовых мероприятиях их можно увидеть очень редко, вследствие того, что их в принципе очень мало. Следует отметить, что не существует такой профессии как «сурдопереводчик». Есть профессия«переводчик — дактилолог» и целью его профессии является не перевод на язык жестов, а перевод на пальцевую азбуку. Пальцевая азбука – дактиль, не является языком. То есть переводчика с русского языка на язык жестов, официально не существует. И язык жестов не является официальной лингвистической системой. Мы знаем, что язык отражает менталитет народа который на нем говорит, и у языка жестов есть все, что присуще языку – фонетика, морфология, построение предложений. Глухие, тем не менее видят, насколько они депривированы от социума.

Мы убедились, что существует масса факторов, приводящих к депривации, а депривация может является причиной девиантного поведения. Но насколько девиантное поведение акцентуировано у глухих, и сколько глухих ему повержено, сейчас неизвестно. Психологии глухих и слабослышащих уделяется очень мало внимания, обычно их изучение останавливается на школьном возрасте. Психологических работ по взрослым глухим не было найдено за исключением работы В. И. Шелест. Что бы изучить предпосылки и проявления девиантного поведения у глухих людей, следует более подробно изучить их самих.



Именно этот фактор, побудил нас разработать методику для изучения поведения глухих. Методика разрабатывалась специально для людей с проблемами по слуху. За основу мы взяли тест рисуночной фрустрации Розенцвейга, из-за его наглядности и понятливости. Для начала мы обозначили блоки, которые будут оцениваться в методике:

— Блок этический – который позволял определить развитие нравственности и морали у испытуемого.

— Блок взаимоотношений – с помощью которого выяснялось насколько испытуемый готов к коммуникации, насколько он бесконфликтен и настроен на взаимовыручку.

— Блок самозащиты – в вопросах этого блока выяснялось насколько испытуемый способен защитить себя в конфликтной ситуации.

— Блок осознания собственной необычности – В котором оценивалось, насколько испытуемый осознает собственное отличие от слышащих людей.

Обозначив блоки, мы стали моделировать ситуации и создавать вопросы по каждому из блоков, и для наглядности и простоты восприятия, сделали их в качестве рисунков. Когда рисунки были готовы, мы провели экспертный анализ, предложив 10 людям с проблемами слуха дать максимальное количество ответов на каждую ситуацию. Данные ими ответы мы систематизировали, отобрав наиболее встречающиеся, и оставили на каждую карточку с ситуацией по 4 ответа. Далее, у нас возникли трудности в присвоении баллов каждому ответу. Что бы решить эту проблему, мы снова собрали группу экспертов, и разъяснив им значения каждого блока, попросили их проранжировать ответы каждого вопроса от нуля до трёх баллов. Таким образом, у нас получился стимульный материал из 20 карточек с ситуациями, и четыре шкалы которые оцениваются от 0 до 16 баллов. В оставлении методики участвовал коллектив авторов: Смыслов Д. А., Кузьмин В. В., Полинская А. Ю.

(Рис1. Образец стимульного материала)

Естественно, на этом работа с методикой не остановилась. Сейчас мы приступили к автоматизации методики, что бы испытуемые могли проходить её на компьютере. В ближайшем будущем мы планируем увеличить количество шкал, нам интересно оценить ещё и мотивационную сферу испытуемых. Так же, следует провести лингвистический анализ текста в методике, что бы у людей с нарушенным слухам не возникало проблем в понимании текста.

Тем не менее, первое пилотажное исследование с этой методикой мы провели. Возникли проблемы с выборкой. Многие с недоверием отнеслись к тестированию. Методика была отправлена по электронной почте более чем пятидесяти людям. Так же, была приложена подробнейшая инструкция о прохождении методики. При этом, все испытуемые были знакомы с экспериментатором, но ответы пришли только от четырёх человек.

В связи с этим, мы отказались от виртуального тестирования, и решили провести эксперимент на работниках и посетителях центра досуга и творчества молодёжи «Россия». Там мы не встретили отказов и возражений, и смогли спокойно провести исследование. Но мы были сильно ограничены во времени, и с этим связан малый объем выборки. В исследовании принимали участие 20 человек, с проблемами слуха разной степени. Из них, 10 человек с частичной потерей слуха (1,2,3,4 степень тугоухости), 10 с полной (глухота). Так же, следует отметить, что в числе испытуемых было 13 мужчин и 7 женщин в возрасте от 20 до 30 лет. И сначала мы решили сравнить полученные результаты в зависимости от потери слуха, а именно, мы сравнили результаты тотально глухих людей, с результатами слабослышащих. (рис. 2)

Интересно отметить тот факт, что именно у слабослышащих гораздо больше развито осознание собственной необычности. Но блок взаимоотношений, развит у них меньше. Однако, тотально глухие, лучше могут проявить самозащиту. Значения этического блока у глухих и слабослышащих практически не различается.

Теперь стоит рассмотреть Различия по шкалам относительно половой принадлежности. (рис. 3)

Здесь видны сильные различия в блоке взаимоотношений, следовательно, можно сказать, что женщинам этой выборки труднее строить взаимоотношения чем мужчинам. Но самозащита у них развита лучше. В остальных шкалах, существенных различий нет.

К таким выводам мы пришли тестируя эту выборку. Далее, как только мы завершим работу с методикой, будет проведено исследование на большой выборке, скорее всего, это будут студенты с нарушением слуха.

Кузьмин Вячеслав Вячеславович,
Москва.

Список использованной литературы:

1. Гейльман И. Ф. Ручная азбука и жесты глухонемых. Москва 1957

2. Джафаркулиев М. А. Проблемы национального языка в судопроизводстве. Баку.

3. Лысенко Е. М. Возрастная психология: Краткий курс лекций для вузов-М. Издательство ВЛАОС _ ПРЕСС, 2006

4. Назарова Н. М. Специальная педагогика. Москва. АСАDEMА. 2000.

5. Смыслов Д. А. Визуальная психодиагностика в работе практического психолога. – М. РИЦ АИМ, 2007.

6. Щерба С. П. Переводчик в Российском уголовном процессе. – М: Издательство «Экзамен» 2005.


Сноски:

1 Назарова Н. М. Специальная педагогика. Москва. АСАDEMА. 2000.

2 Лысенко Е. М. Возрастная психология: Краткий курс лекций для вузов-М. Издательство ВЛАОС _ ПРЕСС, 2006 с. 39.

3 Смыслов Д. А. Визуальная психодиагностика в работе практического психолога. – М. РИЦ АИМ, 2007.с. 88. Шелест В. И. Психологические особенности студентов и их проявления в почерке.

4 Щерба С. П. Переводчик в Российском уголовном процессе. – М: Издательство «Экзамен» 2005, с. 287

5 Джафаркулиев М. А. Проблемы национального языка в судопроизводстве. Баку. с. 125

6 Гейльман И. Ф. Ручная азбука и жесты глухонемых. Москва 1957 с. 4

Log in to comment